Бедствия Шторма: открытое письмо!
Вероятно, вы уже заметили, что в последнее время вокруг игры Шторм и ее заветного продолжения царило полное молчание, как в России, так и за ее пределами. Сегодня разработчики из компании МАДия нарушили эту гробовую тишину, выступив с открытым письмом в адрес Bethesda Softworks, действительно раскрывающим глаза на ситуацию вокруг игры. Через 20 минут после опубликования письмо было удалено с форума зарубежного издателя, который, собственно говоря, и находится в центре первого для России крупномасштабного скандала подобного рода.
И все-таки мы верим!
Ситуация, сложившаяся вокруг игры Echelon (Шторм), давно уже вызывает множество вопросов, причем не только у журналистов, но и, что самое неприятное, у многочисленных пользователей, которых безусловно можно считать одной из пострадавших в этом конфликте сторон. Последнее было для нас особенно неприятно и обидно, и тем не менее, мы долгое время продолжали хранить молчание, надеясь на мирное разрешение проблемы. Однако наступил момент, когда молчать дальше
стало бессмысленно и невозможно. Все это чрезвычайно огорчает нас как авторов игры. И все-таки мы верим, что наша игра принесла ее владельцам не только огорчения, но и множество приятных и радостных минут.
Когда четыре года назад мы приступили к созданию игры, у некоторых членов команды был опыт участия в подобных разработках, но ни у кого из нас не было опыта создания игры такого масштаба от начала до конца, от А и до Я. Мы даже не предполагали, с каким количеством трудностей нам придется столкнуться и как долог будет путь до заветного мастер-диска. Это были три с половиной года кропотливого труда, практически при полном отсутствии денег (хватало только на еду), в тесном офисе с антисанитарными условиями (тараканы и неработающий туалет), на морально устаревших компьютерах и с общим на всех модемом на 19200 для выхода в интернет.
Из-за своей неопытности мы совершали ошибки, и нам неоднократно приходилось начинать все с начала - практически с нуля. За время разработки важнейшие для игровой индустрии технологии трижды менялись коренным образом, и нам каждый раз приходилось переписывать заново значительную часть игры. Временами мы впадали в полное отчаяние. Руки опускались и хотелось все бросить и уйти. И все-таки мы верили, что мы завершим наш труд, и наступит момент, когда будет поставлена последняя точка.
Через два года наш издатель в России Бука подписал контракт о продаже игры с крупным американским издателем Bethesda Softworks. По контракту BethSoft обещали выплатить 250000USD аванса пятью частями по мере выполнения нами определенных этапов разработки и провести обширную рекламную кампанию на своей территории. Некоторые другие условия, предложенные BethSoft (7% роялти), были не самыми лучшими, которые можно представить, да и у самого издателя за последнее время не выходило крупных успешных проектов. И все-таки мы верили, что издатель обеспечит хорошие продажи нашей игры на территории США, традиционно являющейся одной из важнейших для компьютерной индустрии.
В процессе разработки мы существенно задержали сдачу нескольких этапов, глупо было бы пытаться это замалчивать, тем более что задержки эти связаны с объективными причинами, описанными выше. Мы согласились на все штрафные санкции, оговоренные в контракте за подобные задержки. Более того, согласно контракту отношения могли быть в любой момент разорваны в одностороннем порядке, в случае если издателя что-то не устраивает в процессе разработки,
однако BethSoft этого не сделала. Наоборот, были выплачены первые две части аванса за соответствующие этапы. И вот, наконец, мы завершили американский мастер, и Бука отправила его в BethSoft. Это была, пожалуй, единственная крупная ошибка нашего российского издателя. Дело в том, что к этому моменту так и не был получен платеж за этап "бета-версия", и несмотря на то, что дата начала продаж игры уже была объявлена, ни о какой крупной рекламной кампании речи так и не шло. И все-таки мы верили, что игра удалась, найдет своих поклонников, и судьба ее будет удачной.
Echelon (Шторм) - наш первый проект как команды МАДия, и мы вложили в него свою душу. Несколько лет мы отдавали ему все свои силы и знания, стараясь сделать неординарную, выдающуюся игру. Поэтому естественно, что с выходом игры наш интерес к ней как к своему детищу не уменьшился, а даже возрос, и мы с волнением продолжали следить за развитием событий. Нужно честно признать, что несмотря на все наши усилия, в проекте остался ряд ошибок, которые выявились только после записи мастера, а часть задуманного нами просто не была завершена из-за катастрофической под конец нехватки времени. И все-таки мы верили, что создали Игру с большой буквы, являющуюся событием в своем жанре.
К настоящему моменту мы исправили ряд существенных ошибок и внесли несколько серьезных дополнений, надеясь тем самым удовлетворить все пожелания пользователей, купивших игру. Однако после нескольких консультаций и долгих мучительных раздумий мы так и не выпустили данный патч для американской версии. Почему? Потому что:
Мы тоже обычные люди, и мы очень рассчитывали хоть на какую-то прибыль после трех лет упорных трудов. Мы не надеялись стать миллионерами, но очень хотелось по завершении трудов как минимум сделать какой-нибудь подарок своим друзьям и близким, которые не задавая вопросов поддерживали каждого из нас все это время, съездить куда-нибудь с любимой девушкой, да, черт возьми, просто сходить к хорошему дантисту! Мы также очень надеялись, что у нас появится некий стартовый капитал, который позволит нам спокойно начать следующий проект. Ничего это не произошло. Почему?
Вот уже почти полгода американский издатель BethSoft без объяснения причин не платит положенные по контракту деньги - 150000USD. Не было заплачено даже за бета-версию. Согласно контракту, BethSoft обязаны присылать финансовый отчет по итогам продаж за квартал. Продажи игры начались с мая 2001 года. За второй квартал пришел отчет с совершенно смехотворными цифрами. За третий отчета так и не было, хотя все сроки уже истекли. Обещанная огромная рекламная компания так и не была проведена (все ограничилось несколькими статьями в журналах), что фактически обрекает игру на провал - значение рекламы трудно переоценить.
Тем не менее, согласно неофициальным данным (которые, к сожалению, мы не можем никак проверить), продажи Echelon в США на настоящий момент составили уже около 50000 коробок. Что означает примерно 1 000 000 USD прибыли для BethSoft. Мы были шокированы такой манерой ведения дел и посчитали унизительным для себя продолжать выполнять требования столь нечистого на руку издателя о создании новых патчей и дополнительных усовершенствований, когда нам так и не были выплачены деньги за основную работу.
И все-таки мы верим, что это нетипичный случай для американского компьютерного рынка, и нам в ближайшее время удастся найти издателя в США для длительного и плодотворного сотрудничества. Надеясь все же уладить конфликт мирным путем, мы долгое время не разглашали этой информации и вызвали тем самым (своим молчанием) справедливый гнев наших американских пользователей, которые не могли понять, почему они страдают из-за сложившейся вокруг игры ситуации. Так же вынужден был молчать, и молчит до сих пор наш российский издатель - фирма Бука, связанная соответствующим пунктом контракта, который, отметим, она ни разу не нарушила,
несмотря на то, что в последнее время это ставит Буку в крайне невыгодное положение.
Однако наступил момент, когда для нас молчать дальше стало бессмысленно и невозможно. То, что случилось с нашей игрой Echelon, ее незавершенность, невозможность выпустить патчи, множество справедливых обвинений в наш адрес на форумах - все это приносит чрезвычайную боль нам, авторам игры и потому мы решили выступить с открытым заявлением, которое вы только что прочитали.
И все-таки мы верим, что наша игра принесла ее владельцам не только огорчения, но и множество приятных и радостных минут, и последняя точка в ее судьбе еще не поставлена.
МАДия, разработчики игры Шторм (Echelon)