Агрессия
«Лесту» никто не пожурит в заурядности проектов. Пусть многих отпугнули дебри ошибок в «Стальных Монстрах», но сама игра заслужила добрую порцию дифирамбов вперемешку с критическими стрелами. «Агрессию» же мы ждали как достойный (и, фактически, единственный) «наш» ответ на целую плеяду серьезных исторических стратегий от шведской студии Paradox и их последователей.
Кому – война, кому – мать родна…
В нашем распоряжении почти полвека мировой истории, четыре великих государства (Англия, Франция, Германия, Россия) и карта Европы с ближайшими окрестностями. «Порулить» другими державами не дадут, при этом Турция, Австрия, Испания и Италия под руководством ИИ весьма активно участвуют в междоусобицах, остальным уготована участь безмолвных зрителей и жертв. Страны улучшают и портят взаимоотношения, заключают недолговечные союзы, подписывают торговые соглашения и… все. Ах да! Еще, конечно же, они просто воюют.
Боевые действия – естественно, краеугольный камень «Агрессии». Потому делам созидательным и коммерческим отведена вспомогательная роль. В ходу два вида этаких ресурсов: промышленность и образование. Немногочисленные постройки в городах ускоряют рост того или другого, если не служат оборонительным нуждам. Кроме того, в ущерб производительности рабочий люд может трудиться в социальной сфере, улучшая демографические показатели и лояльность к правительству.
Образовательный потенциал помимо прочего расходуется на научные исследования, которые в большинстве своем также направлены на войну. Технологии распределены по четырем эпохам, и венцом каждой служит одно ключевое открытие (от танка до атомной бомбы), открывающее путь для дальнейшего прогресса. Большинство доктрин носит милитаристический характер, а горстка «гражданских» исследований, по сути, вторична и даже не оправдывает вложений.
Торговля, как таковая, на самом деле отсутствует. Элементарно обменять один ресурс на другой нельзя, нужно смиренно ждать вероятностного события. При этом замысловатый торговый договор – лишь способ повысить добычу «полезных ископаемых». Да и политически правитель зажат в жестких тисках, не имея возможности самостоятельно повлиять на отношения с другими игроками на мировой арене.
Герои и их будни
В качестве главных действующих персонажей выступают реально существовавшие военные, политические и общественные деятели. Они разделены на шесть категорий: лидеры ведут за собой плебс, гуманитарии агитируют «за тех, кого надо», министры радеют об экономике, лазутчики, ученые и генералы работают по специальности. Становясь опытнее, они увеличивают влияние и приобретают новые умения. Причем каждый может совмещать аж три профессии: при желании Буденный пойдет шпионить, а Николай Второй – на досуге корпеть над пробирками. Нанимать позволено любого, пусть чужеземного героя, главное, чтобы хватило образовательного ресурса, и имелись вакансии в правительстве. Иностранные агенты, случается, попадают в плен, тогда извольте высочайше поставить запятую в известной фразе «Казнить нельзя помиловать».
Государственный строй тоже не привязан к историческим скрижалям. Державы без особых волнений меняют внутриполитические приоритеты, шарахаясь от социализма к элитократии, от демократии к нацизму. К тридцатым годам на европейских просторах царит забавная каша. Ярослав Гашек ведет французских королевских гвардейцев на демократическую Испанию, чуть поодаль пришедшиеся ко двору турецкого султана Колчак с Деникиным громят коммунистическую Австро-Венгрию.
Помимо войн рутинную и не шибко насыщенную повседневность оживляют всяческие задания, как достоверные, так и случайные. Вводить или нет продразверстку и план ГОЭЛРО в царской России, отправить ли генерала Брусилова на помощь союзникам и построить ли аэродром по просьбам трудящихся? Порой в квестах предусмотрены лишь варианты «плохо» и «еще хуже», а иногда и наоборот. Мимоходом из кратких заметок желающие почерпнут занимательные факты: откуда взялись роботы и джаз, как создавалась компания «Боинг» и Национальная Хоккейная Лига, как женщины добивались всеобщего избирательного права.
Война протекает в привычном для глобальных стратегий режиме. Ожидания сплошной линии фронта в «Агрессии» не оправдались – битвы происходят, когда военачальники нападают друг на друга, города или крепости. Можно не утруждать себя тактическими боями и воспользоваться автоматическим расчетом боя. Этот механизм работает без явных огрех и в целом дает закономерные результаты, учитывая состав армий, опыт командиров и побочные факторы, в том числе, конечно же, некоторую случайность. Впрочем, вряд ли кому-то приглянется только излишне упрощенный стратегический режим с куцым политическим инструментарием и схематичной социально-экономической сферой. Да и редкий военачальник будет мириться с вероятными поражениями, если при тех же условиях можно обойтись минимальными жертвами.
Смешались в кучу кони, люди
«Вручную» воевать интересно в дебюте сражения против превосходящих или хотя бы равных сил противника. Тогда супостаты, оставив хлипкие цитадели, толпами в надежде на беспорядочную кучу-малу несутся на наши позиции, где еще не выстроены оборонительные порядки или же они ослаблены жутко смертоносными артналетами. Хотя серьезных задач AI перед полководцами не ставит, потому что ему доступен один вид тактики – переть напролом, не считаясь с ужасающими потерями. Да, можно серьезно влипнуть, небрежно расположив войска, но, как правило, через две-три схватки подобных промахов не допускаешь, приспособившись к тактическим нюансам и условиям местности.
После разгрома наступающей группировки придется, борясь с зевотой, вылавливать отдельные неприятельские шайки по всем подворотням и углам. Ладно хоть, если нужно угадать, в каком доме спрятался последний отряд. Здесь помогут незаменимые самолеты-разведчики, глубокие конные рейды и заботливо припасенный артиллерийский залп. Хуже, если надо гоняться за трусливо удирающим броневиком. В этом-то (и больше нигде) едва заметен моральный фактор. Чаще, наверное, солдаты в жарких стычках не успевают испугаться и либо массово гибнут, либо одерживают верх.
Значение самой инфантерии почти сведено к нулю. «Царица полей» теряет десятки жизней под градом пуль и особенно осколков, в фугасных разрывах, под копытами, колесами и гусеницами. И прятаться в домах и блиндажах бойцам нет никакого смысла. Местные здания и сооружения смахивают на карточные домики и рушатся от одного снаряда, погребая под собой всех укрывшихся. Хорошо хоть пехотинцы обучены заменять орудийную прислугу или же пулеметные и минометные расчеты.
Кавалерия же удобна исключительно для разведки. Основной да и, наверное, единственной ударной силой являются танки, начиная с самых первых моделей. Стая медлительных и неповоротливых чудовищ по зубам лишь своим сородичам. Вот только компьютер не знает об этом, и если даже исправно клепает бронетанковые силы, то использует их разрозненно и неумело, обрекая на мучительный разгром. Чем, впрочем, повторяет ошибки союзных и советских войск в первом периоде Второй Мировой войны.
У авиации все же малосущественная роль. Кроме довольно полезных разведчиков востребованы бомбардировщики, степенно осыпающие подразделения противника мощными зарядами. Но придаваемая артиллерия все же оперативней, внушительней и оттого действенней. Еще есть истребители, у которых одна схожая с зенитками функция – уничтожать или распугивать вражеских стервятников.
Как раз с высоты птичьего полета и дозволено наблюдать за происходящим. Камера приспособлена, чтобы вертеть ею туда-сюда, однако совсем приближаться к земле и взмывать далеко в небеса наотрез отказывается, довольствуясь лишь малым диапазоном. А полюбоваться есть чем, ведь дизайнеры поработали на славу, превосходно оформив сельские пейзажи и городские улочки. Детально анимированы солдаты, орудийные расчеты и даже домашние животные. Правдоподобные взрывы живописно раскидывают в стороны тела и останки, безжалостно и красочно дома превращают в развалины.
Правда, у тотальной разрухи есть обратная сторона. Затяжные массовые битвы финишируют с черепашьей скоростью, превращая резвые боестолкновения в ленивые перепалки, навевающие дремоту. Количество критических сбоев после вышедшего патча пошло на убыль, но вот о балансе, точнее, его отсутствии никто не позаботился
Провал или потенциал?
Впрочем, дисбаланс тактических баталий – не единственная проблема «Агрессии». Галерея отличных идей не затмит чересчур прямолинейный незатейливый стратегический режим и не спасет от вереницы «багов». Зато сочувствующим понятно, что у проекта, как и у самой команды разработчиков, громадный потенциал. Хотелось бы, чтобы его реализовали.
Плюсы:
- Удачное и оригинальное сочетание жанров
- Хорошее оформление, анимация
- Качественный дизайн карт
- Проработанный исторический фон
Минусы:
- Серьезный тактический дисбаланс
- Забагованность
- Медленная работа в массовых битвах
- Отдельные исторические казусы
- Ограниченный диапазон камеры
Внешний вид |
|
6/10 |
Содержание |
|
8/10 |
Общий рейтинг |
|
7/10 |
Показать все скриншоты к статье "Агрессия" (20)